Рейтинг:
3 / 5

Популярность от микрокредитования в банках перешла к онлайн-займам

В то время как банки начали сокращать свой кредитный портфель, микрофинансовые организации наоборот добились его расширения.

Такая динамика появилась и благодаря тому, что клиенты, не получившие займы в банке, обращаются в МФО.

Самой успешной финансовой операцией стало онлайн-кредитование.

Сейчас в эту сферу деятельности готовы вкладывать и сами микрофинансовые объекты, и другие инвесторы. Это сегмент, который в общей сумме вышел на первое место по популярности среди кредитных продуктов.

СРО «НП «МиР» провело свое собственное исследование, которое показало, что суммарный кредитный портфель у МФО вырос за этот год на 9,5%, в денежном выражении - на 2,7 млрд рублей. Всего же он составил 19, 71 млрд рублей. Заметная часть прибавки была обеспечена фактическим отсутствием банковской деятельности, крупные кредиторы не захотели рисковать и почти отказались от микрокредитования.

Данные ЦБ показывают, что за первые 6 месяцев этого года банковский кредитный портфель упал на 5,3%, то есть сократился на 602,7 млрд рублей. Заместитель директора по развитию бизнеса микрофинансового учреждения «Мигкредит» Юнусова Динара призналась, что около 20% их клиентов – это заемщики, которые не смогли получить займ в обычном банке из-за ужесточившихся требований кредитора. Раньше из всех клиентов Мигкредита только 10% были люди, которым было отказано в поддержке у более крупных инвесторов.

Также аналитическая организация провела анализ по сегментам микрофинансовой деятельности и нашла рост только по одной позиции. Это ссуды-онлайн, они в совокупном объеме выросли с 3 до 4,9%. Успех этих сделок пришел по двум причинам: 1. новый вид микрокредитования, который хорошо продвигается и только выводится на рынок; 2. к онлайн-займам положительно и с доверием относится большая часть инвесторов. По всем другим позициям отмечается небольшое, но снижение с начала года:

• Целевые потреб кредиты - с 61,9 до 61%.
• Кредитование на развитие ИП – с 15,1 до 14,5%.
• Займы до получки – с 20 до 19,7%.

Успех у онлайн кредитования был подтвержден и самими руководителями МФО. Например, Расима Исмаилова, первый исполняющий диретор Нано-финанс, прокомментировала такие темпы и объяснила резкую популярность финансового продукта. По ее словам виртуальные займы гораздо дешевле обходятся организациям, не нужно содержать офис, большой штат сотрудников, а выдача денег клиентам – довольно простая операция. Будущие заемщики, возможно, лишь один раз увидятся с представителем МФО, а все остальные проверки проводятся также в электронном виде. Часто кредиторам достаточно обратиться только в одно БКИ или проверенный специальный сервис. Мигкредит также с осени планирует расширить сферу своих услуг и, не закрывая оффлайн кредитование, введет выдачу займов онлайн.

Вся маржинальность виртуальных займов состоит в том, что у инвесторов почти не возникает расходов, а уровень прибыльности доходит до 30%. Генеральный директор одного МФО под названием «Займо. Ру» Дмитрий Селиванов показал цифры, где отчетливо видно, как поднялись вложения от инвесторов в секторе онлайн-кредитования. Если в январе их сумма составляла 8-9 млн рублей за месяц, то к лету планка поднялась до 13 млн. Сравнивая эти цифры с оффлайн-кредитованием - здесь показатели в среднем будут ниже примерно на 5 пунктов.

Но следует обратить внимание и на имеющиеся минусы виртуального кредитования – это его огромная годовая ставка. 

Если учесть, что один займ может колебаться в пределах от 1,5 до 20 тысяч рублей, отдать которые нужно через 30 дней, то стоимость за пользование деньгами в год может достигать 642,3%. При этом, и иинвесторы всегда очень рискуют. Онлайн-кредитование полностью исключает общение или контакт между двумя сторонами, поэтому без хорошей системы по возврату заемных денег кредитор может столкнуться с просрочками. Это мнение было высказано Андреем Бахваловым, директором микрокредитной организации «Домашние деньги».

микрофинансовые организации

Дата добавления: от mos-zalog.ru